Движение вверх

Есть победы, которые меняют ход истории. Победы духа, победы страны, победы всего мира. Таким триумфом стал легендарный выигрыш сборной СССР по баскетболу на роковой мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Впервые за 36 лет была повержена непобедимая команда США. Никто даже подумать не мог о том, что это возможно - обыграть великолепных непогрешимых американцев на Олимпийских играх! Никто, кроме советских баскетболистов (русских и грузин, украинцев и казахов, белорусов и литовцев). Когда проигрыш означал поражение страны, когда нужно было выходить и бороться в раскаленной обстановке из-за произошедшего теракта, великий тренер сборной СССР был готов на всё, лишь бы помочь своим подопечным разбить американский миф о непотопляемой команде мечты. Ведь он знал, что создал самую сильную сборную на планете, и вначале заставил поверить в это своих игроков, а затем - весь мир. Подробная информация. В основу фильма легла автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова "Движение вверх". Золото Олимпиады-72 - первая в истории олимпийская победа отечественных баскетболистов. Баскетбол в последний раз привлекал внимание отечественных кинематографистов в 1975 году, когда на экраны вышла лента "Центровой из поднебесья". Финальная версия сценария "Движения вверх" была 22-й. Консультантами проекта выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме. Съемки проходили в июле-ноябре 2016 года. Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек. CG Factory ("Экипаж", "Он - дракон", "Метро") под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами на планах от сверхобщих до средних по крупности. Подавляющее большинство баскетболистов в фильме - профессиональные баскетболисты и в жизни. Дебютирующий в кино баскетболист Александр Ряполов 1,5 месяца занимался актерским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова. В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев. Художник по костюмам Сергей Стручев подробно изучил архивные фото- и видеоматериалы, нюансы кроя и фактур тканей, которые в тот период использовались в спорте в нашей стране и за рубежом. Так, например, выяснилось, что трусы баскетболистов советской сборной шились из хлопчатобумажного сатина, в то время как американцы уже играли в трикотаже. "Это мы соблюли, - делится Сергей, - но некоторыми другими документальными вещами вынуждены были пожертвовать в пользу эстетической и кинематографической правды. К примеру, в картине у советских баскетболистов не такая тесная и узкая игровая форма, как была на самом деле". Специально для проекта было пошито более 500 костюмов - "гражданских" и спортивных комплектов. На актерах массовых сцен можно увидеть винтажную одежду конца 1960-х-начала 1970-х годов. Для главных героев было создано по четыре комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы. Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран. Для картины заказали более 20 "исторических" баскетбольных мячей - по советским стандартам, для международных соревнований и мягких, использовавшихся во время трюков. На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссер производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. В том числе Игорь Гринякин пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках (снятые таким образом сцены вошли в фильм). Баскетбол снимали шесть операторских команд на шесть камер - уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-"паук" отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи "шестым" игроком на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-"рапид" фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура Q-take. Систему для камеры-"паука" с нуля создали молодые инженеры из МГУ. Она быстрее, мобильнее и дешевле всех зарубежных аналогов. Съемки финальной игры продолжались месяц. Под потолком спортивных арен было подвешено 800 кВт теплого света, что позволило снимать в высоком разрешении 4К. Первый показ "Движения вверх" для профессионалов состоялся 27 ноября 2017 года в рамках 104-го Российского кинорынка в Москве. Фильм встретили овацией. Премия "Золотой орел-2019" в номинациях: Лучшая мужская роль в кино (Владимир Машков). Лучшая мужская роль второго плата (Кирилл Зайцев). Лучшая операторская работа (Игорь Гринякин). Лучший монтаж фильма (Петр Зеленов, Антон Мегердичев, Вазген Каграманян). Лучшая работа звукорежиссера (Алексей Самоделко). Лучшие визуальные эффекты (Студия CGF).


Движение вверх Движение вверх Движение вверх Движение вверх Движение вверх Движение вверх