Большой
История восхождения юной провинциалки Юли Ольшанской на балетный олимп начинается в шахтерском городке: ее, танцующую на улице, замечает бывший артист балета Потоцкий. Когда-то он и сам подавал большие надежды, а теперь не может пройти мимо уникального дарования и прочит девочке будущее великой балерины, достойной главной сцены страны. В новой жизни Юлю ждут победы и потери, каждодневная муштра и первый успех. День за днем ей придется преодолевать сопротивление маститых педагогов и собственные комплексы. Жизнь и профессия будут ставить героиню перед трудным выбором, и единственным союзником на этом пути останется ее наставница, которую объединит с ученицей не только вздорный характер, но прежде всего - талант и готовность служить большому искусству, которое всегда требует жертв. Превращение в приму - невероятное самоотречение, и Юля на собственном опыте должна будет убедиться, что большой балет - это не только белизна пачек, золото лож и скольжение шелковых лент. Но никакие препятствия не остановят того, у кого есть большая мечта.
Подробная информация.
Большой театр не впервые становится съемочной площадкой. Но впервые на исторической сцене этого легендарного театра был снят фильм, о котором даже профессиональные танцовщики говорят: "Так все здесь и происходит, это - настоящий балет". В мировом кинематографе можно вспомнить считанные картины на сюжеты, связанные с балетом. В отечественном кино их почти не было, в постсоветской России не снято ни одной. Новый фильм Валерия Тодоровского "Большой" фактически открывает мир балета для киноэкрана.
Фильм Валерия Тодоровского - классический роман взросления. Его вполне можно считать новой версией популярной сказки, сюжет которой, казалось бы, идеально ложится на балет - если не рассматривать балетную среду под микроскопом так, как это сделал Тодоровский, представивший мир классического танца как отдельную территорию, на которой возможно все.
Интересные факты:
Валерий Тодоровский стал и режиссером проекта, и сопродюсером, и соавтором сценария. Ему же принадлежала идея снять фильм про балет.
"Название "Большой" пришло сразу, - говорит Тодоровский, - потому что это некий знак. Большой - это не просто балет и не просто классический балет, это русский балет. Если ты в любой точке земного шара произнесешь слово "Большой", все это знают и понимают, о чем речь идет. И надо было получить разрешение на использование этого названия. Для этого сначала надо было показать фильм руководству театра - в том виде, когда уже можно понять, что за кино, потому что Большой театр - серьезный бренд. Но я встретил полное понимание со стороны директора театра, Владимира Георгиевича Урина. Я очень благодарен театру и людям, которые там работают - за помощь, консультации, возможность там снимать".
Съемки проходили в Москве, Минске, Кировске. Часть съемок прошла на исторической сцене Большого театра.
Съемочный процесс занял 80 съемочных дней, из них 14 - в Большом.
"Большой" - десятый фильм Валерия Тодоровского, чьи картины являются постоянными участниками и призерами престижных российских и международных фестивалей.
Оператор Сергей Михальчук - лауреат кинофестиваля в Сан-Себастьяне за фильм Тодоровского "Любовник". "Большой" - третий совместный проект (после "Любовника" был "Мой сводный брат Франкенштейн"). Накануне первого съемочного дня фильма "Большой" Михальчук стал лауреатом Берлинского кинофестиваля (совместно с оператором Евгением Привиным) за фильм Германа-мл. "Под электрическими облаками".
Постановкой танцев занимался хореограф Олег Глушков, работавший с Тодоровским на "Стилягах" и сериале "Оттепель".
Музыку для фильма написали композиторы Павел Карманов и Анна Друбич, дочь известного режиссера Сергея Соловьева и актрисы Татьяны Друбич. Павел Карманов посвятил свою музыкальную композицию Past Perfect пианистке Ксении Башмет, которая, в свою очередь, является дочерью известного альтиста и дирижера Юрия Башмета. Ксения принимала участие в записи музыки к фильму.
Художник по костюмам Александр Осипов, работавший с Валерием Тодоровским на "Стране глухих" и "Любовнике", создал для фильма "Большой" более 500 костюмов.
Известный дизайнер Алена Ахмадуллина выступила в фильме художником по костюмам героини Алисы Фрейндлих.
Первоначальная версия фильма длилась три часа. Впоследствии режиссер перемонтировал картину, сократив ее на треть.
Фильм создан при поддержке телеканала "Россия" и Фонда кино.